Обзор: «Joy Division: рождение пост-панка». Депрессия как база
2025, «Спасибо, послушаю».
Joy Division стали культовой группой по нескольким причинам. Во-первых, их депрессивная мрачность задала стандарты пост-панка и породила целый музыкальный стиль. Во-вторых, судьба фронтмена Иэна Кёртиса, покончившего с собой в 23 года, превратила его в идеального героя для впечатлительных девушек. В-третьих, Joy Division действительно применили ряд музыкальных новаций (лидирующий бас Питера Хука, например) и создали уникальный саунд. Они выпустили всего два альбома и распались после смерти солиста. Конечно, эти альбомы сегодня считаются эталонными и великими, ведь оставшиеся музыканты продолжили играть в совершенно ином жанре. Они даже не стали пытаться продолжать без Иэна производить безысходную «музыку могильных плит».
В принципе, этот факт говорит очень многое о степени влияния Кёртиса на Joy Division – и 95 процентов сюжетов про классиков пост-панка крутятся вокруг его трагической судьбы. С точки зрения сегодняшнего дня, его смерть была нелепой: ему, страдающему от эпилепсии, просто не смогли подобрать правильную терапию, а физическое состояние помножилось на угрызения совести. Иэн, будучи женатым человеком и молодым отцом, полюбил другую. Казалось бы, ну что такого, это жизнь, в ней всякое бывает. Но Кёртис считал, что загнал себя в тупик, и не нашёл выхода.
Андрей Васильев в «Спасибо, послушаю» как раз попытался не свести историю Joy Division к рассказу о короткой жизни Иэна Кёртиса. Он постарался найти причины коллективной депрессии группы в их унылом манчестерском детстве, последствиях Второй мировой войны и даже в реформах Маргарет Тэтчер. Ведущий подозревает JD в напускной мрачности и провокационном заигрывании со смертью, но в итоге сдаётся и признаёт, что это их «собственный сорт депрессии». Трое остальных музыкантов и звукоинженеры Joy Division органично соответствовали и абстрактной поэзии Кёртиса, и его странным сценодвижениям, и «потустороннему», призрачному (от слова «призрак») пению. В записях группы Warsaw (так первоначально назывались Joy Division; кстати, смысл обоих названий тоже весьма мрачен), если включить фантазию, в голосе Иэна можно услышать подобие задора и радости, но во всех последующих работах безысходность сгустилась сплошняком.
Впрочем, о том, что остальные участники Joy Division всё же имели здоровую психику, можно судить по музыке группы New Order, которую они создали после Иэна. Но при жизни Кёртиса стиль группы, как ни крути, определялся его органикой и болезнью.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Фото: обложка альбома
Источник: intermedia.ru