Обзор: «Как легендарный альбом 90-х перевернул игру / «Мумий Тролль» — «Морская»
2025, «Короче, слушай».
Про альбом «Морская» группы «Мумий Тролль» написаны книги, статьи, сняты ролики, проведены исследования. Поэтому я с некоторым скепсисом включил посмотреть выпуск на не известном мне канале Ильи Федотенко, называющего себя просто Федотом. Канал, к слову, существует лишь пару месяцев, и имеет смысл следить за ним более пристально.
Итак, «Морская». Альбом, который «перевернул игру», стёр грань между роком и попсой, в одночасье сделал суперзвездой обаятельного провинциала Илью Лагутенко. Федот сначала помещает процесс записи пластинки в исторический контекст: многие события 1996 года выглядят какими-то доисторическими – по крайней мере запомнились они куда хуже, чем альбом «Мумий Тролля». Ведущий рассказывает, в принципе, хорошо известную историю, но делает это уверенно, качественно и лаконично. Выпуск про один из важнейших альбомов русского рока длится меньше 20 минут – тут и зумеры не успеют устать, и бумеры вспомнят основное, не углубляясь в нюансы.
Предыстория записи «Морской» — это фактически вся творческая биография Ильи Лагутенко: ранние магнитоальбомы, служба на флоте, учёба в Китае, бизнес-консалтинг в Лондоне. Федотенко ловко подмонтировал к этим воспоминаниям фрагменты песен, ставших классикой: это произведение было написано в 15 лет, это – во время службы, то – в Китае, а эти хитяры – в лондонской студии чуть ли не во время записи, послушайте кусочек. Меньше чем за год до превращения в суперзвезду Илья Лагутенко впервые оказался в профессиональной студии, где пришлось объяснять британским музыкантам, как записать на клавишах партию, которую сам Илья наиграл на демо одним пальцем. Будущим хитом Лагутенко считал «Розу Люксембург» — и ошибался. При это он считал «Утекай» гениальной песней – и не ошибался.
В общем, и запись, и сам альбом получились парадоксальными: «Морская» настолько выбивалась из всех форматов, что в России за издание не взялся ни один лейбл. Что это, куда это? Но один всё-таки рискнул и не прогадал. Песни с «Морской» обрушились на аудиторию, поломав форматные плотины. Сейчас никто об этом не вспоминает, но автор выпуска всё же отметил: для 1997 года мысль о том, что рок может быть позитивным и развлекательным, а попса – качественной и нестыдной, была ещё слишком смелой. Может быть, даже преждевременной – если бы «Мумий Тролль» не пришёл и не пробил стену между жанрами.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
Фото: обложка альбома
Источник: intermedia.ru