Как попасть к хорошему кастинг-директору
Мнение Маргариты Ленских
Глава гильдии кастинг-директоров рассказала Фильм.Про о принципах работы цеха и дала несколько ценных советов актёрам
Как попасть к хорошему кастинг-директору
© Фото с Премии Гильдии кастинг-директоров
Какое образование необходимо кастинг-директору?
В первую очередь — высшее, причём желательно с уклоном в психологию. Кроме того, с 2024 года во ВГИКе запущена специальная программа, которую разрабатывала сама Ленских. По её словам, это серьёзный шаг в развитии профессии, которой раньше официально даже не существовало («в договоре пишут “кастинг-директор”, а такой профессии как будто нет»). Теперь же у специальности появится свой код в реестре Минтруда.
В советском кино функции кастинг-директора выполняли ассистенты по актёрам, однако их опыт сейчас почти невозможно перенять, поскольку многих из них уже нет в живых. Так что, по сути, профессию приходится создавать с нуля.
Какие навыки необходимы кастинг-директору?
По сути, кастинг-директор — это что-то вроде HR-менеджера от мира кино. Главное для него — умение разбираться в людях. Чувствовать их природу, понимать психофизику и видеть, как она сочетается с персонажами из сценария. Кастинг-директору важно уметь анализировать сценарий и творчески подходить к подбору актёров, ведь от этого зависит вся история. Зритель подсознательно считывает типаж и психологию персонажа, проецируя на него свои представления о мире.
В целом, эта профессия ближе к режиссуре, чем к продюсированию. Хотя продюсерские знания тоже пригодятся — важно понимать, на кого делать ставку.
И конечно же кастинг-директор должен отлично ориентироваться в актёрской среде: знать, кто где играет, кто учится, кто только выпустился. Да, сейчас есть электронные базы, но живая эрудиция и любознательность — незаменимы.
На что смотрят кастинг-директоры, помимо игры?
Кастинг-директор непременно обратит внимание на типаж, образование, амплуа и диапазон актёра. Кроме того, важны его темперамент и психофизика — то, как человек проявляет себя в жизни и как это можно раскрыть в роли.
Опытный специалист также попытается разглядеть «теневую сторону» исполнителя, которую тот, возможно, скрывает. По мнению Ленских, её проявление может дать потрясающий эффект на экране.
Зачем режиссёры обращаются к кастинг-директорам?
Не все режиссёры знают актёров. Многие не ходят в театры, не следят за работами коллег. А рынок огромный — кто-то должен отсеивать варианты и предлагать лучших. Кроме того, кастинг-директор может сфокусироваться только на сборке актёрского пазла, не отвлекаясь на декорации, костюмы или грим. Тем не менее, последнее слово всегда остётся за режиссёром, и его вкус важно учитывать.
Советы актёрам от Маргариты Ленских:
1. Работать над речью. Чёткая, выразительная речь — большое конкурентное преимущество, поскольку у многих исполнителей этот навык хромает.
2. Делать самопробы. Многие актёры сомневаются, что так можно получить роль, но Ленских уверяет: это реально работает.
3. Ответственно подходить к самопробам. Частая ошибка — записывать что попало, не разбирая сцену.
4. Быть терпеливым. Успех может прийти не сразу. Главное — верить в себя и ждать свою роль.
Совет начинающим кастинг-директорам:
Смотреть как можно больше кино — советского, зарубежного (особенно снятого до 2000-х) и современного российского — это поможет понимать тенденции и знать актёров. А для развития вкуса — читать классическую литературу.
Источник: filmpro.ru