Супергерои тоже плачут: как «Громовержцы*» исследуют психическое здоровье
Приёмы, которые использовали авторы для создания экшен-фильма о ментальных проблемах
Новая картина кинематографической вселенной Marvel ломает шаблоны жанра, исследуя тему борьбы с депрессией. Вместо привычных битв с суперзлодеями история фокусируется на внутренней войне героев — их попытках справиться с душевной болью и утратой надежды. Раскрываем детали производства этого необычного проекта, который напоминает: даже те, кто спасает мир, не застрахованы от столкновения с собственными демонами.
Супергерои тоже плачут: как «Громовержцы*» исследуют психическое здоровье
© Кадр из фильма «Громовержцы*»
ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!
Несмотря на своё новаторство, «Громовержцы*» не нарушают всех канонов комиксных блокбастеров и содержат масштабное столкновение сил — команда дисфункциональных антигероев сражается с Пустотой, воплощённой в герое Часового (он же Боб, его играет Льюис Пуллман). Однако этот поединок скорее становится фоном для главной темы: в финале победу обеспечивает не насилие, а эмпатия — герои обнимают Боба, помогая справиться с его внутренней борьбой.
Фильм начинается с закадрового голоса Елены Беловой (Флоренс Пью), наёмницы, ранее работавшей на государство. Героиня размышляет о «пустоте», которая заполнила её жизнь, о том, что больше не может радоваться вещам или чувствовать связь с ними, как раньше. Большую часть фильма Елена олицетворяет депрессию. Её арка строится вокруг самоанализа и борьбы с собственной безнадёжностью и апатией, а затем — попыток помочь тем, в ком она узнаёт похожие переживания.
Но ключевой конфликт разворачивается вокруг Боба — подопытного, с которым Елена и трое других героев (Джон Уокер из «Сокола и Зимнего Солдата», Призрак из «Человека-Муравья и Осы» и Таскмастер из «Чёрной Вдовы») сталкиваются в бункере, где их всех запланировано убить. Пока команда ищет способ выбраться, Боб заявляет, что он бесполезен, и всем будет лучше, если он останется взаперти. Елена сразу распознаёт в этом саморазрушительный импульс, похожий на её собственный, и пытается поддержать Боба, помочь ему увидеть свою ценность.
© Кадр из фильма «Громовержцы*»
«Это огромное достижение, что такая тема получила бюджет Marvel и стала центральной в фильме. Это невероятно важно, особенно сейчас — для всех», — рассказывает Флоренс Пью.
По мнению актрисы, фильм действительно может стать своего рода сеансом психотерапии для миллионов зрителей, которые посмотрят картину, и, возможно, узнают в ней себя, своих друзей или партнёров. «Прекрасно осознавать, что ты делаешь массовое кино, которое может кому-то помочь», — поясняет исполнительница.
Когда режиссёр «Громовержцев» Джейк Шрейер только присоединился к проекту, он сразу хотел создать фильм, непохожий на другие ленты вселенной Marvel. У него уже был опыт соединения чёрной комедии с сюжетом, сконцентрированным на внутренних конфликтах персонажей, — Шрейер был исполнительным продюсером и режиссёром первого сезона сериала «Грызня» и даже получил за него премию «Эмми».
© Кадр из сериала «Грызня»
К работе над «Громовержцами*» были также привлечены сценаристы «Грызни» Ли Сон-джин и Джоэнна Кало. После прихода Кало, которая является в том числе соавтором «Медведя», — другого отмеченного наградами сериала о психическом здоровье — и ещё нескольких коллег по прошлому проекту, Шрейер осознал, что «Грызня» стала неожиданным «рецептом или образцом» для его нового фильма о душевном кризисе отвергнутых героев Marvel.
«Эти темы больше не нишевые. Мы все сталкиваемся с ними, они универсальны», — говорит Шрейер. По мнению режиссёра, аудитория готова к разговору о ментальном здоровье, так что эту проблемную зону просто нельзя игнорировать, несмотря на то, что её рецепция столь масштабными проектами, как сериалы от Netflix и супергеройское кино вселенной Marvel, кажется рискованной затеей.
Опыт «Грызни» убедил Шрейера, что глубокую историю можно сочетать с юмором и экшеном. «Не нужно жертвовать ни тем, ни другим ради проработки персонажей», — пояснил он.
© Кадр из фильма «Громовержцы*»
Хотя тема фильма была лично близка режиссёру, а прототипами Боба отчасти послужили его знакомые, Шрейер сознательно избегал излишней прямолинейности в раскрытии темы психического здоровья. Постановщик утверждает, что важно было не спровоцировать у зрителей ощущения назидательности или упрощённого взгляда на столь сложные вопросы. Для авторов ключевым было именно исследование, а не навязывание готовых ответов.
«Мы не пытались следовать шаблону. Просто хотели рассказать душевную историю, которая подошла бы группе антигероев, прошедших через серьёзные испытания», — рассказал кинематографист.
В свою очередь Дэвид Харбор, сыгравший Алексея Шестакова (он же Красный Страж), считает, что главный враг в «Громовержцах*» — «одиночество, заточение в телефоне, изоляция», и единственный выход из этого безрадостного положения — это связь с другими людьми.
С ним согласна и Пью: по мнению актрисы, персонажи картины настолько погрязли в своих внутренних битвах, что у них нет сил открыться, однако именно в этом и кроется решение и истинный посыл фильма — люди должны держаться вместе, заботиться и поддерживать друг друга.
© Кадр из фильма «Громовержцы*»
Именно поэтому актриса настояла на сохранении начальной сцены, где Елена шагает с одного из самых высоких зданий мира, а закадровый голос раскрывает глубину её депрессии. Через несколько долгих секунд зритель видит, что у неё за спиной парашют, однако это не отменяет её отчаяния — героиня идёт на риск с таким откровенным равнодушием, в котором считывается тяга к саморазрушению.
«Мы хотели сделать свою версию заставки в духе “Бонда” или “Миссия невыполнима”, но для “Громовержцев*” это означало, что трюк должен перекликаться с эмоциями фильма», — подчёркивает режиссёр.
© Кадр из фильма «Громовержцы*»
Занятно, что актриса не только сама выполнила трюк, но и добилась возвращения сцены в фильм после того, как её вырезали на этапе разработки сценария. С точки зрения Пью, такое начало — идеальный способ заявить её героиню, объяснить зрителю, кто она такая и что чувствует.
В итоге её настойчивость заставила команду пересмотреть не только само включение сцены в картину, но и детали — вплоть до гардероба: героиня находится в таком тяжёлом душевном состоянии, что не надевает суперкостюм, который мог бы защитить её, ограничившись простой спортивной униформой.
Ментальные проблемы Елены Беловой, разумеется, нашли отражение и в игре актрисы, и в постановке трюков:
«Она сражается механически, подсознательно надеясь, что кто-то окажется быстрее и всё закончит. Она намеренно ставит себя в уязвимое положение, будто ждёт, что проблема разрешится сама», — уточняет Пью.
Хотя смелая попытка авторов взяться за столь сложную тему вызвала неоднозначную реакцию, для студии Marvel, которую часто критикуют за шаблонность, этот фильм стал важным шагом к обновлению визуального языка и глубине содержания. «Громовержцы*» — больше чем стандартный блокбастер: это история о ценности человеческих связей, взаимной поддержке и противостоянии внутренним демонам. Фильм напоминает, что слабость — не повод для стыда, а просьба о помощи — не признак поражения, ведь даже самые сильные герои порой нуждаются в дружеском плече.
Источник: filmpro.ru