Как это снято: «Летят журавли» — операторская работа, изменившая мировой кинематограф
Как оператор Сергей Урусевский превратил этот фильм в шедевр
Единственная отечественная «Золотая пальмовая ветвь» Канн завоёвана во многом благодаря ему. Оператора-постановщика фильма «Летят журавли» Сергея Урусевского называют соавтором картины наравне с режиссёром Михаилом Калатозовым. Почему это действительно так, и какие приёмы, придуманные им, до сих пор используют в кино — в нашем материале.
Как это снято: «Летят журавли» — операторская работа, изменившая мировой кинематограф
Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) влюблены друг в друга и планируют пожениться. Они расстаются друг с другом после романтической прогулки по ночной Москве ранним утром 22 июня 1941 года. После объявления войны Борис уходит на фронт добровольцем и уезжает из Москвы, так и не попрощавшись со своей невестой. Во время бомбежек Вероника теряет дом и своих родителей и переезжает к отцу жениха, врачу Фёдору Ивановичу (Василий Меркурьев), где её начинает добиваться двоюродный брат Бориса Марк (Александр Шворин). Отчаявшаяся Вероника в конце концов уступает и выходит за него за муж. Девушка не может простить себе предательства и до самого конца надеется на возвращение Бориса.
РУЧНАЯ КАМЕРА
Сергей Урусевский — приверженец съёмки с рук. Он прошёл Великую Отечественную войну фронтовым оператором, где и начал использовать этот приём, а затем и внедрил его уже в игровом кино.
Подвижная камера придаёт динамичность сценам и помогает вовлечь зрителя, акцентировать внимание на эмоциональных моментах, передать нервозность.
СЛЕДОМ ЗА ДЕЙСТВИЕМ
При этом оператор не только следует за актёрами на ногах: по ходу действия он может переместиться на тележку, подняться или опуститься на кране, что и приводит к уникальным однокадровым сценам.
Например, в одном из знаменитых эпизодов фильма камера мечется вслед за героиней Татьяны Самойловой, а потом — резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность девушки среди толпы и танков:
ПОЙМАТЬ ВСЁ
Важно и то, что Урусевский предпочитал широкоугольные объективы (с фокусным расстоянием меньше 50 мм), а конкретно «Летят журавли» снят с использованием сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 18 мм.
Как и ручная камера, такой выбор оптики обусловлен желанием погрузить зрителя внутрь цены. Характерные для подобных объективов искажения также усиливают эмоции героев.
Сцена прощания Бориса и Вероники — одна из самых эмоционально насыщенных, а такой объектив позволяет захватить в кадре и эмоции, и окружающее пространство таким образом, что это сильнее подчеркивает уязвимость и беззащитность героев.
НЕ ТАК ПЛАВНО
Стандартом считается 24 кадра в секунду, но Урусевский известен и любовью к экспериментам с кадровой частотой. В сцене, где героиня Самойловой хочет покончить с собой, оператор передаёт её отчаяние, постепенно уменьшая частоту с 18 до 4 кадров в секунду, ракурсы при этом становятся более резкими, а крупности планов доходят до предела. Всё это делает сцену максимально экспрессивной.
ОПЕРАТОР В ЗДАНИИ
Для сцены, где Борис бежит по лестнице, Урусевский сконструировал особые операторские рельсы, позволяющие осуществить круговой пролёт камеры.
В середине декорации, изображающей лестничную клетку, поставили железный столб с операторской люлькой, которую тянули тросом по мере продвижения актёра. Таким образом камера Урусевского могла неотрывно следовать за Алексеем Баталовым.
Этот приём — изобретение оператора, которое с тех пор стало одним из классических изобразительных решений в кино. Например, вот как он используется в «Приключениях Паддингтона».
Сергей УрусевскийОператорМне всегда интересно не фиксировать сторонним взглядом происходящее, а активно вовлекать зрителя в то, что происходит на экране. Превратить зрителя в соучастника — чтобы он не только переживал за героя, а как бы сам бежал за вертолетом, мучился вместе с героем…
Это не то, что я заранее придумал: сниму картину так-то, применю такие-то приемы, технические средства. Нет, это возникало само собой, в процессе работы и видения картины. Мне показалось, что вот здесь сам бог велел снимать ручной камерой. Я уверен, что оператору нужно работать, играть вместе с актёрами. Я серьезно говорю, дело не только в том, что бежишь с ними. Движение камеры очень активно. Через камеру я выражаю своё отношение к событию, и она становится соучастником. Зритель — тоже.
Источник: filmpro.ru